Беременность Здоровье Разное Дети Вещи Гороскопы Кулинария
Лучшие статьи

Загрузка...
21.04.16

ЛЕКЦИИ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


В книгу « Маленькие тролли и
большое наводнение. Комета прилетает»
объединены две самые ранние сказки
Туве Янссон. В них лишь зарождается
смысловой и почти мифологический центр
ее дальнейших сказок: воссоединившаяся
семья обретает свою территорию и дом,
Муми-тролль находит друзей, каждому из
персонажей отводится своя функция:
папа Муми-тролля вживается в роль
главы семейства, создается образ
гуманной всепонимающей мамы. "Большое
наводнение" - первая и последняя
сказка Янссон, где еще действуют
человеческие персонажи - Тюлиппа
(девочка с голубыми волосами,
позаимствованная из сказок Карло
Коллоди) и рыжеволосый мальчик. В
дальнейшем все персонажи Янссон
будут сходны с животными и
фольклорно-мифологическими существами,
переосмысленными автором.


В этих же сказках зарождаются
и те мотивы творчества писательницы,
которые получат развитие впоследствии
- мотивы одиночества и убежища,
элементы сатиры и пародии - в "Комете"
это относится к профессорам в обсерватории,
в дальнейшем Янссон будет пародировать
сентиментальную, мемуарную и отчасти
приключенческую литературу.


Писательский принцип Туве
Янссон - в том, чтобы не обманывать
своего читателя. "Мне кажется, - пишет
она, - что детские писатели сочиняют
сказки ради собственного удовольствия".
Можно сказать, что автор взрослеет
от сказки к сказке. Условно муми-тролльскую
эпопею можно резделить на три периода:
для малышей - "Маленькие тролли и
большое наводнение", "Муми-тролль
и комета" и "Шляпа волшебника";
для детей постарше - "Опасное
лето", "Волшебная зима" и "Мемуары
папы Муми-тролля"; сказки для подростков
- "Дитя - невидимка", "Папа и море",
"Поздней осенью в конце ноября".
Каждая тройка объединяется и общей
фабульной схемой: допустим, темой поиска:
ищут дом и папу, ищут комету или сведения
о ней, разыскивают пропавшую сумку
Муми-мамы в "Шляпе волшебника". В
сказках для детей постарше доминируют
темы испытания и одиночества. Фабула
"Большого наводнения" достаточно
нестройная - Муми-тролль и его мама
ищут сначала место для зимовки, затем
переключаются на поиски папы, в результате
находят и то, и другое. Да и сама Янссон
была недовольна "Большим наводнением"
- своей первой и самой, пожалуй,
несамостоятельной сказкой, которую
она создает в двадцатипятилетнем
возрасте.


"Комету" считают переполненной
всякими ужасами. С одной стороны, конечно,
в сказке, написанной в 1946 году, ощутимы
отголоски Второй мировой (комета
напоминает атомную бомбу), но с другой
стороны - "ни одного ребенка не может
захватить сказка, если она не пугает",
по словам Янссон. В этом одно из
преимуществ ее сказок - испытание
пугает, но не ужасает читателя, либо
потому, что оно где-то на периферии
сюжета, либо потому, что есть возможность
выбора - маленькая зверюшка Снифф может
продолжить путешествие с муми-троллями,
а может и отказаться.


И хотя у Туве Янссон нет столь
глубокой философии, как у ее предшественника
Андерсена, однако в ее сказках отражена
детская психология и показаны различные
характеры детей - от лихого путешественника
Снусмумрика (snus - нюхательный табак) до
зануды Хемуля (hemul - доказательство
обоснованности чего-либо). О происхождении
имени Муми исследователи до сих пор
спорят.


Муми-тролль возник сначала как
рисованный персонаж, затем как
литературный. (Это была карикатура Туве
на ее брата Ларса, нарисованная на стене
комнаты). И поскольку иллюстрации
существуют как дополнение к тексту,
Янссон никогда не дает портретных
характеристик персонажей (а второстепенные
герои вообще схематичны). Несомненно,
авторские рисунки - огромное преимущество,
хотя бы потому, что у художника редко
получается удачно проиллюстрировать
чужие сказки. Например, никто до сих
пор не сделал толковых иллюстраций к
чудесной медитативной сказке Сергея
Козлова о ежике в тумане - характерны
постоянные попытки очеловечить персонаж,
одеть его в какие-нибудь шортики.


В книжку также входит вступительная
статья и интервью с Туве Янссон Людмилы
Брауде - переводчика и практически
единственного в России исследователя
творчества писательницы. Сказки в
переводе Брауде стали классическими,
не в пример переводу В. Смирнова,
сделанному в 1967 году, когда и появилась
в нашей стране впервые сказка "Муми-тролль
и комета".


Формы работы подсказывают сами
сказки Туве Янссон. Они будят фантазию
у читателей. Хорошо, если и библиотекарь
подойдет к работе творчески, с выдумкой,
с юмором, наполнит новым содержанием
традиционные формы: беседы о жизни и
творчестве писательницы, чтение вслух
ее произведений, беседы-обсуждения.


Любая сказка Туве Янссон дает
мотив для разговора с ребятами о глубине
замысла автора, о причинах поступков
героев и т.д.


Очень важно познакомить читателей
с рисунками Янссон. Республиканская
детская библиотека рекомендует провести
литературный утренник по сказкам Туве
Янссон (Буканова Л. Пожмем друг другу
лапы // Звучащее настроение. - М.: ГРДБ,
1989. - С.30-36). Утренник можно назвать: "В
гостях у Муми-троллей", "Муми-дол"
и т.д.

— Что с ним? — спросила потрясенная Муми-мама. — Ведь он всегда такой степенный, держится с таким достоинством.

— Так убиваться из-за того, что порвалась веревка у гамака, — сказал Муми-папа и покачал головой.

— А по-моему, он рассердился оттого, что мы забыли принести ему поесть, — сказал Снифф, — и теперь его доля достанется нам.

В тревожных догадках пошли они дальше. А Муми-тролль и Снусмумрик незаметно ушли вперед и кратчайшим путем направились к гроту.

— Входить через вход нельзя, — сказал Снусмумрик. — Вдруг оно все еще там. Заберемся на скалу и посмотрим через расщелину.

В молчании вскарабкались они на скалу и, как индейцы, подползли к расщелине. Затем с величайшей осторожностью заглянули в грот. Шляпа Волшебника стояла на месте — пустая. В одном углу валялось одеяло, в другом — книга. В гроте никого не было.

Но весь песчаный пол грота был испещрен какимито странными следами, словно в нем кто-то плясал и скакал.

Как делать из апельсиновой корки зубы (сноска "Спроси у мамы" номер один) я детям рассказала. Смешно: в детстве спросила у мамы, она не знала. И теперь, перед тем, как читать детям книжку, вспомнила про сноску и быстро придумала, как. А вот про вторую провокативно-формамскую сноску совсем забыла! Нужна помощь коллективного разума (в тырнете ответа нет).

Arkady: Я думаю, ночью он будет ночевать в Муми доме. Что ему в лесу ночью делать. Там же неуютно и сыро и комары...

Женька: Хоорошая шерстка от комаров спасает... А если учесть, что домик Ондатра был на речке, то сыростьт ему похоже не страшна=))


- Кофейной банки, которая
сначала была голубой, а потом ее выкрасили
в красный цвет, и большой коллекции
пуговиц (зверек по имени Шнырек, отец
Сниффа)


- Парохода "Морской оркестр"
(Фредриксон)


- Картонной коробки, рваного
спального мешка, саней из большого
серебряного подноса (Малышка Мю)


- Куртки в красно-белую полоску
и красно-белой шапочки небесно-голубой
подкладкой (Туу-тикки).


Каждая библиотека может найти
и свои формы и методы работы со сказочными
повестями Туве Янссон.


Беседа для школьников младших
классов


Интересно, стоит сказать:
"Муми-тролли", как тот, кто про них
читал или слышал, обязательно улыбнется!
А может быть, среди вас кто-то еще не
знает о Муми-троллях, хемулях, хомсах,
и других маленьких существах из книг о
Муми-троллях? А может быть, кто-то знает
эти сказки, но не знает, кто их написал.
Написала их замечательная финская
писательница - Туве Янссон. Знаменитая
Астрид Линдгрен назвала ее "самой
значительной сказочницей"!


И действительно, сказки Туве
Янссон знают во всем мире. Каких только
нет у Туве Янссон наград! Есть даже
редкая награда, которую придумали
польские дети - Орден Улыбки! Но, пожалуй,
самая высокая награда - это Золотая
медаль Ханса Кристиана Андерсена,
которую писательница получила больше
30-ти лет назад за свои повести-сказки
для ребят.


Кто же такая Туве Янсссон? Туве
Марика Янссон прожила на свете много
лет, она родилась в столице Финляндии
- Хельсинки 9 августа 1914 года! Туве Янссон
любит вспоминать свое детство.


Отец ее - финн - был скульптором,
мама - шведка - художницей. Мать и отец
любили друг друга и своих детей. В доме
всегда было много работы, веселья,
друзей. Туве любила свою семью - пусть
немножко безалаберную, зато доброжелательную,
веселую, гостеприимную. Маленькая Туве
и ее братья рисовали, мастерили маскарадные
костюмы, любили играть в театр, сами
писали пьесы, делали декорации.


Каждое лето семья жила на острове
в Финском заливе в доме рыбака. Как там
было хорошо детям! "Без счастливых
детских лет, проведенных у моря, я никогда
не начала бы писать!" - говорила потом
Туве Янссон.

— Здорово! — сказал Муми-тролль. — Давайте так и назовем ее и отпразднуем это! Мамочка, есть у тебя что-нибудь, что могло бы сойти за шампанское?

Муми-мама обшарила все свои корзины.

— Какая жалость! — воскликнула она. — Похоже, я забыла дома фруктовый сок!

— А ведь я спрашивал, не забыла ли ты чего! — строго сказал Муми-папа.

Все ужасно расстроились. Плавание под парусами на новой лодке, не окрещенной по всем правилам, может закончиться плачевно.

И тут Муми-тролля осенило.

— Давай мне кастрюли, — сказал он, наполнил кастрюли морской водой и отправился в грот. Вернувшись, он подал папе кастрюлю и сказал: — Ну-ка попробуй!

  • твёрдое - в мягкое летающее (пять скорлупок - в тучки (почему пять?));
  • страшное - в смешное (муравьиный лев в ёжика);
  • сухое - в мокрое (песок в воду).

Arkady: Нет. Не съела =)))) Я в Новгороде был. Поэтому так долго не отвечал.

Niisku: А у меня сессия только-только закончилась


В современной
литературе все чаще встречаем определение
фэнтези, представляющее собой целую
литературу, где границы реального,
реалистического и ирреального,
мистического размыты. Считается, что
начало такого рода литературы, было
положено в 30-е годы английскими писателями,
в частности Толкином.


Трилогия
Толкина «Властелин Кольца» и "Хроники
Нарнии" К.Льюиса обладают чертами
жанра «фэнтези». Можно выделить некоторые
составляющие "сказки-фэнтези":


1. Смещение
временных плоскостей, наличие и
взаимодействие параллельных миров.


2. Переход
в инобытие не как "инициация", а
как вполне обычное перемещение.


3. Перенесение
реалистического персонажа в мифологическое,
сказочное пространство не без помощи
магии, суть которой никто не может
объяснить.


4. Игра с
налетом мистики.


5. Построение
сюжета через моделирование экзистенциальной
ситуации.


"Мир Толкина" - одно из самых
расхожих понятий, употребляемых каждым,
кто говорит или пишет о замечательном
английском писателе Джоне Рональде
Руэле Толкине (1892-1973). Оно появилось
сразу же, как только в середине 50-х гг.
увидел свет роман "Властелин Колец",
и определяло в основном необычность
романной реальности, ее фантастичность
и вместе с тем конкретность. Через
несколько лет, в бурные шестидесятые,
когда студенческая молодежь занимала
университетские городки, выплескивалась
на улицы в маршах протеста, стремясь
заявить о себе. одним из ее лозунгов
было: "Гэндальфа в президенты!"
Романная реальность смешивалась с
повседневностью, и уже все вместе
становилось "миром Толкина".


Прошли годы, и поклонники Толкина
стали менее шумными. но не менее
преданными. Их привлекало и привлекает
то, что книги Толкина как бы раздвигают
границы нашего бытия. "Мир Толкина"
необычен, но это наш мир, наша Земля,
только очень-очень давно, когда то, что
мы зовем волшебством, было реальностью
и еще не началась эра господства людей.
Те прошлые времена, утверждает. писатель,
живут в легендах, эпических сказаниях,
в глубинах человеческого подсознания,
нам нужно только вспомнить...


Прилежный и талантливый студент
Оксфорда Джон Толкин, как многие в
юности, писал стихи. С ранних лет его
интересы сосредоточились в области
истории английского языка и литературы,
и филологические занятия зачастую
становились стимулом творческого
воображения. Так, строчка из стихотворения
древнеанглийского поэта Кюневульфа
"Христос" "Радуйся, Эарендел,
ярчайший из ангелов, светить над
Средьземельем к людям посланный"
заворожила Толкина певучим словом
"Эарендел", и в 1914 г. он написал
стихотворение "Путь Эарендела,
вечерней звезды".

Муми-папа устроился на камне поудить. Солнце незаметно склонялось к закату, золотистая дымка над морем сгущалась.

В самой середине острова расстилалась ровная зеленая лужайка, окруженная цветущим кустарником. Это и было тайное место встреч хатифнаттов, где они собирались раз в год в середине лета. Их явилось уже сотни три, и ожидалось прибытие еще примерно четырехсот пятидесяти. Они молча ходили по траве и церемонно раскланивались друг с другом. Посреди лужайки стоял высокий, выкрашенный в синий цвет столб, а на нем висел большой барометр. Всякий раз, проходя мимо барометра, хатифнатты низко кланялись ему (и это выглядело очень смешно).

А Хемуль тем временем бродил по лесу, собирая редкие цветы, пестревшие вокруг. Это были совсем не те цветы, что в Муми-доле, о нет, отнюдь нет! Посмотреть только на эти тяжелые серебристо-белые соцветия, словно отлитые из стекла, на эти двудольные чудо-цветы сумеречных тонов, на эти малиново-черные венчики, похожие на корону! Но Хемуль не видел всей этой красоты; он знай считал лепестки-тычинки и бормотал про себя: «Это будет номер двести девятнадцать в моем гербарии».

Так вышел он на поляну хатифнаттов и побрел по ней, рьяно высматривая в траве редкие растения, и поднял глаза только тогда, когда стукнулся головой о столб. Тут только он с изумлением огляделся вокруг. Впервые в жизни он видел столько хатифнаттов зараз. Они кишели повсюду и смотрели на него своими маленькими блеклыми глазками. «Интересно, злые они или нет? — с беспокойством подумал Хемуль. — Маленькие-то они маленькие, да уж больно их много!»

3

Если хочешь знать, во что превратились вставные зубы Ондатра, спроси у мамы. Она знает.

(голосов:0)
Похожие статьи:
Детская писательница софья прокофьева

Софья Леонидовна Прокофьева (родилась 14 мая 1928 года в Москве) — детская писательница, драматург, сценарист.

Начав с небольших историй для самых маленьких ("Машины сказки"), Прокофьева вскоре перешла к жанру повести-сказки, ставшему ведущим в ее творчестве.

Все произведения писательницы отличает тщательно разработанный динамичный сюжет. Пять ее повестей, "Ученик волшебника", "Глазастик и хрустальный ключ", "Остров капитанов", "Астрель и хранитель леса",  "Принцесса Уэнни" в настоящее время объеденены в цикл "Повелитель волшебных ключей". Главный герой этих сказок, волшебник Алеша, вместе со своими юными приятелями и котом Васькой совершает невероятные подвиги. 


Задание на лето для первоклассника

Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.
Г.Х. Андерсен

В детстве у меня была мечта: зима, уютный домик в глухой тайге, камин с потрескивающими дровами, пишущая машинка (о персональных компьютерах тогда не слышали) и я. Конечно, я в образе писательницы, создаю литературные шедевры.


А у нас в квартире газ

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!


Комментарии к статье Во что превратились вставные зубы ондатра:
Загрузка...


2015 - 2016